Руководство по соблюдению обязательных требований
Руководство по соблюдению обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Руководство
по соблюдению обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Под региональным государственным надзором в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций понимается деятельность исполнительного органа государственной власти Свердловской области, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения организациями и гражданами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1.2. Региональный государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Министерством общественной безопасности Свердловской области (далее – Министерство).
1.3. Региональный государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении организаций и граждан, за исключением организаций и граждан, в отношении которых осуществляется федеральный государственный надзор (далее - контролируемые лица).
1.4. Предметом регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
1.5. Министерство организует и проводит плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия выполнения требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти.
1.6. Министерство при организации и проведении плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий выполнения требований в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций в части повышения уровня безопасности объектов, устранения угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и выполнения решений органов государственной власти, руководствуются в своей деятельности следующими нормативными правовыми актами:
1) Конституция Российской Федерации («Российская газета», 1993, 25 декабря, № 237);
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) («Российская газета», 2001, 31 декабря, № 256);
3) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации («Российская газета», 2022, 27 июля, № 137);
4) Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» («Российская газета», 1994, 24 декабря, № 250) (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ);
5) Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» («Российская газета», 2006, 5 мая, № 95);
6) Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» («Российская газета», 2009, 31 декабря, № 255);
7) Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» («Российская газета», 2010, 2 августа, № 169);
8) Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) («Российская газета», 2020, 5 августа, № 171);
9) постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, 12 июля, № 28, статья 3706);
10) постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 19, статья 2825);
11) постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, 18 января, № 3, статья 565);
12) приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» («Законность», 2021, № 7);
13) постановление Правительства Свердловской области от 08.09.2021 № 570-ПП «О региональном государственном надзоре в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Также Министерством разработан Перечень правовых актов, содержащий обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом Министерства общественной безопасности Свердловской области от 20.10.2017 № 345 (с внесенными изменениями от 23.01.2018 № 18, от 02.08.2018 № 210, от 11.10.2018 № 256, от 28.11.2019 № 394, от 11.12.2020 № 365, от 12.10.1021 № 367, от 11.07.2022 № 213, от 18.08.2022 № 252, от 05.09.2024 № 285), размещенный на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://security.midural.ru/article/show/id/1260.
2. Права и обязанности должностных лиц
при осуществлении государственного контроля (надзора)
2.1. Должностные лица Министерства при исполнении государственной функции государственного надзора вправе:
1) осуществлять контрольные (надзорные) мероприятия выполнения объектами надзора обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии решения Министерства о назначении контрольного (надзорного) мероприятия посещать территории, здания, строения, сооружения и помещения, используемые при осуществлении деятельности объектами надзора, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие, а также проводить их обследование;
3) запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения объектами надзора обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
4) выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям объектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
5) выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном КоАП РФ.
2.2. Должностные лица Министерства при исполнении государственной функции надзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации и Свердловской области, права и законные интересы объектов надзора, проверка которых проводится;
3) проводить контрольное (надзорное) мероприятие на основании решения Министерства;
4) проводить контрольное (надзорное) мероприятие только во время исполнения служебных обязанностей, выездное контрольное (надзорное) мероприятие только при предъявлении служебного удостоверения, копии решения Министерства и, в случае, предусмотренном частью 5 статьи 73 Федерального закона № 248-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю объекта надзора присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю объекта надзора, присутствующим при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении контрольных (надзорных) мероприятий от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р (далее – межведомственный перечень), от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы и (или) информация;
8) не требовать от объекта надзора представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в межведомственный перечень;
9) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя объекта надзора с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
10) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя объекта надзора с результатами контрольного (надзорного) мероприятия;
11) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценных, в том числе уникальных, документов Архивного фонда Российской Федерации, документов, имеющих особое историческое, научное, культурное значение, входящих в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и объектов надзора;
12) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
13) соблюдать сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленные Федеральным законом № 248-ФЗ;
14) не требовать от объекта надзора документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
15) осуществлять разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Свердловской области о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и профилактические мероприятия;
16) перед началом проведения выездного контрольного (надзорного) мероприятия по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объекта надзора ознакомить их с положениями настоящего руководства;
17) осуществлять запись о проведенном контрольном (надзорном) мероприятии объекта надзора в журнале учета проверок в случае его наличия у объекта надзора, а также в журнале учета проверок по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Министерства и едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
18) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна;
19) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления и организациями, надзорными и контрольными органами;
20) рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления, организаций, надзорных, судебных органов, а также граждан по вопросам осуществления государственного надзора;
21) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ.
3. Права и обязанности лиц, в отношении которых
осуществляются мероприятия по контролю (надзору)
3.1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора при проведении контрольных (надзорных) мероприятий имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
2) получать от Министерства и должностных лиц Министерства информацию, которая относится к предмету контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Министерством в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
4) при даче пояснений относительно выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия ошибок и (или) противоречий в документах представлять дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;
5) знакомиться с результатами контрольного (надзорного) мероприятия и указывать в акте контрольного (надзорного) мероприятия о своем ознакомлении с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Министерства;
6) обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства, повлекшие за собой нарушение прав объекта надзора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) по собственной инициативе представлять в Министерство документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в определенный Правительством Российской Федерации перечень;
8) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области к участию в контрольном (надзорном) мероприятии;
9) на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного надзора должностными лицами Министерства.
3.2. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель объекта надзора обязаны:
1) обеспечить беспрепятственный доступ должностным лицам Министерства на территорию, в здания и другие служебные помещения объекта надзора;
2) обеспечить представление должностным лицам Министерства документов и информации, необходимых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в установленные сроки;
3) присутствовать, обеспечить присутствие иных должностных лиц или уполномоченных представителей объекта надзора при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4. Основные положения законодательства
Российской Федерации в сфере защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
В соответствии с Конституцией Российской Федерации:
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72);
вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73);
местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130);
органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132).
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в частности решение вопросов:
- предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях;
- предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий;
- создания, содержания и организации деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Федеральный закон № 68-ФЗ содержит следующие положения.
Пункт 8 статьи 4.1:
При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;
б) местный уровень реагирования:
решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;
решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;
решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского округа;
решением должностного лица, определяемого законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера на внутригородской территории города федерального значения;
в) региональный уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа и исполнительных органов субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
г) федеральный уровень реагирования – решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств исполнительных органов двух и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 7:
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Пункт 1 статьи 11:
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
к) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
л) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
н) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ;
о) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
п) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
р) осуществляют сбор информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
с) утверждают положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
т) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;
ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 указанного Федерального закона.
Пункт 2 статьи 11:
Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к исполнительным органам субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона;
л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;
п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Статья 14:
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в сфере защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории, а также о проведении эвакуационных мероприятий.
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пункты 1, 2 статьи 24:
1. Финансовое обеспечение установленных Федеральным законом № 68- ФЗ мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Рассматриваемый Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации (статья 1).
Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация в частности обязаны (из статьи 9):
осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта – население и организации в зоне возможного затопления;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
В соответствии с положениями Федерального закона от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Содержание аварийно-спасательных работ:
ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
подача воздуха в заваленные защитные сооружения;
оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
Выполнение аварийно-спасательных работ неразрывно связано с проведением других неотложных работ.
Другие неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Содержание других неотложных работ:
прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
локализация аварий на газовых, энергетических водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.
Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) условно подразделяется на три этапа: первый этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовка группировки сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайной ситуации; второй этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировкой сил и средств; третий этап – завершение АСДНР, постепенная передача функций управления местной администрации и вывод группировки сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:
а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее – зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории организации (объекта), при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее – размер материального ущерба) составляет не более 240 тысяч рублей;
б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного муниципального образования, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, или внутригородских территорий города федерального значения, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 12 миллионов рублей;
г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 миллионов рублей, но не более 1,2 миллиардов рублей;
е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 1,2 миллиардов рублей.
Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, определен порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой.
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:
запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;
резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
В состав основных мероприятий, которые проводятся органами управления и силами единой системы, включаются мероприятия по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):
объектовый уровень реагирования;
местный уровень реагирования;
региональный уровень реагирования;
федеральный уровень реагирования;
особый уровень реагирования.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций:
локального характера осуществляется силами и средствами организации;
муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;
межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;
межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
В целях оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий может использовать в установленном порядке целевой финансовый резерв по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.
В соответствии с пунктом 2 Положения подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1485, подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:
а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
в) физические лица, осваивающие основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;
г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
д) работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – уполномоченные работники);
е) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пункт 4:
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
а) для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, – инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках;
б) для физических лиц, не состоящих в трудовых отношениях с работодателем, – проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
в) для физических лиц, осваивающих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования, – проведение занятий в учебное время по соответствующим программам учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;
г) для руководителей органов государственной власти – самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках;
д) для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий – проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.
Пункт 5:
Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
В соответствии с приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (далее – приказ № 999) организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, за исключением организаций, не имеющих мобилизационных заданий (заказов) и не входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение № 1 к приказу № 999). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение № 2 к приказу № 999). В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) (далее – Положение о СИЗ).
В соответствии с Положением о СИЗ обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:
защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно - и химически опасных объектов.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти – работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении соответственно, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 Положения о СИЗ;
организациями – работников этих организаций.
Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года № 221-ОЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области» определена компетенция исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (статья 8).
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1) планирует и организует мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
2) осуществляет контроль за выполнением мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и их последствий;
3) оказывает информационно-методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и организациям по вопросам защиты населения и территорий в Свердловской области от чрезвычайных ситуаций;
4) разрабатывает и представляет на утверждение Губернатору Свердловской области проект плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области;
5) организует хранение областного государственного резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
6) координирует деятельность областных государственных организаций, осуществляющих мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
7) организует привлечение организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Свердловской области, к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
8-1) утверждает положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения;
9) осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по обеспечению и поддержанию общественного порядка при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и их последствий;
10) организует проведение научно-исследовательских работ по выяснению причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
11) организует эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей;
12) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
13) организует подготовку населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
13-1) осуществляет создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечивает ее эксплуатацию и развитие;
13-2) создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
13-3) осуществляет сбор информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
13-4) осуществляет региональный государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, государственный надзор за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, полномочий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
14) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области, указами и распоряжениями Губернатора Свердловской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области.
Иные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции осуществляют:
1) планирование и организацию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
2) создание и подготовку ведомственных (специальных) подразделений, участвующих в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера и их последствий;
3) участие в разработке проекта плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области;
4) участие в организации и проведении эвакуации населения, предприятий, расположенных на территории Свердловской области;
5) взаимодействие с федеральными органами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера;
6) материально-техническое обеспечение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
7) сбор информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в подведомственных организациях;
8) другие полномочия в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области, указами и распоряжениями Губернатора Свердловской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Свердловской области.
Статья 10:
Областные государственные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования:
1. Областные государственные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования входят в состав органов управления, сил и средств Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации областных государственных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований определяется законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
2. Функциями областных государственных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:
1) поддержание сил и средств аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) осуществление контроля за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях;
4) иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
Статья 12:
Участие организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
В соответствии с федеральным законом организации, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области:
1) планируют и осуществляют необходимые меры в сфере защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
2) планируют и проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляют подготовку работников организаций в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;
4) создают и поддерживают в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) финансируют мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
7) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
9) предоставляют в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществляют в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
В соответствии с федеральным законом руководитель осуществляющей деятельность на территории Свердловской области организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории, а также о проведении эвакуационных мероприятий.
5. Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий объектов надзора, эксплуатирующих отдельные виды объектов
5.1. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, эксплуатирующих опасные производственные объекты, предусматривает:
анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению объекта, производственного персонала на объекте и населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварии;
проверка выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для работников объекта и населения, проживающего в зоне воздействия поражающих факторов источников возможных чрезвычайных ситуаций, как на самом объекте, так и на рядом расположенных опасных объектах, методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
проверка выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на промышленном объекте;
анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;
проверка наличия на объекте и работоспособности технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций; эффективности систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение потенциально опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов за пределами территории объекта;
контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение персонала аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами;
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом в условиях чрезвычайной ситуации;
оценку наличия, мест размещения и надежности резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование объекта при чрезвычайной ситуации и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуаций);
оценка выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации производственного персонала с территории объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.
5.2. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:
определение характера возможных чрезвычайных ситуаций при аварии на гидротехнических сооружениях в соответствии с действующей классификацией;
анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на гидротехническом сооружении (для хранилищ жидких отходов промышленных предприятий - дополнительно границ зон вредного воздействия на окружающую среду);
анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
оценка степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
оценка величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии;
оценка возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.
5.3. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, эксплуатирующих опасные объекты, на которых обращаются опасные отходы, предусматривает нижеследующие дополнительные требования:
анализ соответствия класса опасности отходов, определенного по критериям, установленным специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами;
контроль наличия паспорта опасных отходов;
проверка наличия и состояния технических систем, исключающих распространение опасных отходов и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций;
контроль подготовки лиц, допущенных к обращению с опасными отходами в части вопросов локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, наличия у них свидетельств (сертификатов) на право работы с опасными отходами;
анализ значений возможных воздействий при обращении с опасными отходами на производственный персонал, население и окружающую природную среду при возникновении чрезвычайной ситуации;
анализ мероприятий по предупреждению и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом возможных воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;
оценка возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом обращения опасных отходов;
оценка возможной величины и структуры материального ущерба в результате опасных воздействий при чрезвычайной ситуации, возникающей при обращении с опасными отходами;
исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами силами промышленного объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации при обращении с опасными отходами.
5.4. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, эксплуатирующих объекты, расположенные на территории, подверженной риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов:
исследование всех возможных опасных природных воздействий на данный объект;
анализ значений природных нагрузок по каждому из опасных природных воздействий с учетом их периодичности и интенсивности воздействия на объект;
оценка последствий возможного воздействия сверх расчетных опасных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объекта, выявление степени и характера возможных повреждений;
анализ полученных зон возможного поражения персонала объектов и населения с учетом воздействия вторичных поражающих факторов от аварий, возникающих при повреждении зданий, сооружений и технологического оборудования;
оценка возможного количества погибших, пострадавших, а также количество населения, для которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности;
оценка возможной величины и структуры материального ущерба в результате воздействия опасных природных факторов;
анализ мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в районах возможного воздействия опасных природных факторов с учетом периодичности и интенсивности воздействия сверх расчетных природных нагрузок на здания, сооружения и технологическое оборудование объектов и возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
исследование возможностей по локализации и ликвидации вероятной чрезвычайной ситуации силами объекта;
необходимость привлечения сил и средств территориальных, региональных или федеральных органов РСЧС к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.
5.5. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, которые включены (входят) в установленном порядке в состав сил и средств территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных:
проверка выполнения ранее принятых решений органов государственной власти, государственных надзорных и контрольных органов по вопросам готовности объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
анализ соответствия объектового Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, существующим нормам и требованиям;
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководящего, производственного персонала и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при чрезвычайных ситуациях);
оценка выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации персонала с территории объекта;
оценка выполнения решений по вводу и передвижению на объекте сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверка наличия и размещения резервов финансовых и материальных средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации;
проверка и наличие удостоверений (свидетельств) о прохождении обучения (повышение квалификации) руководителем организации, уполномоченным работником, в полномочия которого входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
проверка отработки теоретических навыков управления силами и средствами при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнения мероприятий, предусмотренных планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и другими планирующими документами;
анализ работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта;
анализ работы органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с КоАП РФ административная ответственность предусмотрена статьей 20.6 невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.