ПРОЕКТ доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год
ПРОЕКТ
ДОКЛАД
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства
природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год
природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного геологического контроля (надзора) и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов), Законом Российской Федерации
от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Свердловской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных нормативными правовыми актами.
от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» (далее – Закон РФ «О недрах») и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Свердловской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных нормативными правовыми актами.
В настоящем докладе о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) за 2022 год (далее – Доклад) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при реализации полномочий по контролю (надзору), исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области использования и охраны недр.
1. В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, утвержденного приказом Министерства от 06.12.2021 № 1441 (далее – План), должностными лицами Министерства проведено 1 плановое контрольное (надзорное) мероприятий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о недрах.
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, утвержденного приказом Министерства от 06.12.2021 № 1441 (далее – План), должностными лицами Министерства проведено 1 плановое контрольное (надзорное) мероприятий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Составлению ежегодного Плана предшествовала совместная работа отделов регионального государственного контроля (надзора) Министерства по его формированию с учетом риск-ориентированного подхода, анализа предыдущей деятельности субъектов хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой выявлены нарушения в области использования и охраны недр, предусмотренной Законом о государственном контроле периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможности проведения совместных КНМ с иными контролирующими органами. Проект Плана направлен на согласование в прокуратуру Свердловской области в срок до 1 сентября 2021 года. Утвержденный План с корректировками, внесенными по предложению надзорного органа, представлен в прокуратуру Свердловской области до 1 ноября 2021 года для дальнейшего формирования сводного плана, в декабре 2021 года размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего обозрения.
В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», приказом Министерства от 11.03.2022 № 264 внесены изменения в План путем исключения из него мероприятий в отношении контролируемых лиц, начать которые планировалось с 10 марта 2022 года.
2. В 2022 году в прокуратуру Свердловской области Министерством заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны недр не направлялись.
3. Разработка и издание приказов о проведении КНМ осуществлялись в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (далее – Приказ № 151).
4. При выборе вида и формы проведения КНМ учитывались основания его проведения, целесообразность присутствия при проведении мероприятия на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований в области использования и охраны недр, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
5. Срок проведения планового КНМ, указанный в решении о проведении, составлял по установленным правилам 10 рабочих дней и исчислялся должностным лицом Министерства, проводившими КНМ, в соответствии с требованиями главы 4 постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2021 № 598-ПП «О региональном государственном геологическом контроле (надзоре)» (далее – Постановление № 598-ПП).
6. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении КНМ определены положениями статьи 36 Закона о государственном контроле, которые неукоснительно соблюдались должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Свердловской области.
7. Результаты КНМ оформлялись в виде акта КНМ в соответствии с требованиями, установленными пунктом 59 Постановления № 598-ПП, по форме, утвержденной Приказом № 151.
В 2022 году жалобы о несоблюдении требований законодательства должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны недр, не поступали. Возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались.
8. В рамках статьи 56 Закона о государственном контроле должностными лицами Министерства проводились выездные обследования земельных участков на основании заданий, выданных в порядке, установленном приказом Министерства от 25.04.2017 № 432
«Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».
«Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».
В соответствии с решением заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 21.03.2022 № 12-06-01/18 «Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области
на II–III кварталы 2022 года» проведено 10 выездных обследований.
на II–III кварталы 2022 года» проведено 10 выездных обследований.
9. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушениях обязательных требований в области использования и охраны недр, проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). В соответствии с требованиями Закона
№ 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
№ 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
10. В 2022 году юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане привлекались Министерством к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны собственности, предусмотренных главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
11. Степень тяжести совершенных правонарушений в области использования и охраны недр оценивалась, как правило, по возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесения ущерба природным ресурсам.
При выборе вида ответственности должностные лица Министерства, рассматривающие дела об административных правонарушениях, руководствовались:
1) общими правилами назначения административного наказания;
2) возможностью квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное;
3) законодательно урегулированной возможностью замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением;
4) обстоятельствами, смягчающими или отягчающими административную ответственность;
5) количеством совершенных административных правонарушений;
6) иными предусмотренными КоАП РФ требованиями.
В 2022 году юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане не обжаловали постановления о назначении административных наказаний.
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности
Предложения по результатам осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора):
- внесение изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в части снижения административной нагрузки для недропользователей – государственных и муниципальных предприятий, осуществляемых социально значимые функции, путем установления возможности замены для них административного штрафа на предупреждение;
- привести статью 23.22 КоАП РФ в соответствие со статьей 37 Закона РФ «О недрах»
в части наименования надзора.
в части наименования надзора.
Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области использования и охраны недр
В 2022 году проведено 1 плановое КНМ по соблюдению требований в области использования и охраны недр, внеплановые КНМ не проводились. Рассмотрено 76 обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц по фактам нарушений в области недропользования. Проведено 14 мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (выездных обследований), по соблюдению требований в области использования и охраны недр, в том числе 6 – по обращениям граждан, государственных органов и юридических лиц.
Руководствуясь частью 1 статьи 49 Закона о государственном контроле выдано 98 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению соблюдения законодательства о недрах.
В 2022 году должностными лицами Министерства принято участие в 7 проверках, проводимых правоохранительными органами и прокуратурами Свердловской области.
В ходе проведения КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации о недрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являлись:
– пользование недрами без лицензии на пользование недрами;
– несоблюдение условий пользования участком недр местного значения, а именно: отсутствие плана развития горных работ; непредставление документов, удостоверяющих границы горного отвода, для внесения их в лицензию в качестве неотъемлемой части; отсутствие договора с территориальной администрацией по участию недропользователя в развитии инфраструктуры территории, в том числе в части обеспечения рабочих мест для населения, проживающего в районе проведения работ.
За указанные нарушения юридические лица, должностные и физические лица привлекались к административной ответственности по:
– части 2 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, однократно в виде штрафа на сумму 20,0 тыс. рублей;
– части 1 статьи 7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами, вынесено 7 постановлений о назначении административных наказаний, 2 из которых в виде предупреждения, 5 в виде административных штрафов на общую сумму 15,0 тыс. рублей.
Общая сумма взысканных штрафов составила 35,0 тыс. рублей (100%).
Анализ случаев причиненного вреда недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.
1) При рассмотрении информации УФНС России по Свердловской области, поступившей из Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, установлено, что
ООО НПП «Гаммамет», МУП ЖКХ «Южное», ОАО «Промышленная упаковка», ТСЖ «Южный берег», МАУ ДОЛ «Юность», МУП «МУП «Горкомхоз» МО г. Красноуфимск»,
МУП КГО «Водоканал», МУП «Пригородная ТК», ООО «АВТ-Плюс»,
ЗАО р НП «Энергия»,МКП «Обуховское», МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта Тугулымского городского округа», МУП Артемовского городского округа «Лебедкинское ЖКХ», МУП «Жилкомсервис» Усть-Ницинского сельского поселения, МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа», ООО «Агрофирма «Импульс», СНТ «Дачный поселок «Мельница», СПК «Дымковский», СПК «Колхоз имени Кирова», ГБУ Центр «Юность Урала» в 2021 году осуществляли пользование недрами в отсутствие лицензий на право пользования недрами (добыча подземных вод).
ООО НПП «Гаммамет», МУП ЖКХ «Южное», ОАО «Промышленная упаковка», ТСЖ «Южный берег», МАУ ДОЛ «Юность», МУП «МУП «Горкомхоз» МО г. Красноуфимск»,
МУП КГО «Водоканал», МУП «Пригородная ТК», ООО «АВТ-Плюс»,
ЗАО р НП «Энергия»,МКП «Обуховское», МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта Тугулымского городского округа», МУП Артемовского городского округа «Лебедкинское ЖКХ», МУП «Жилкомсервис» Усть-Ницинского сельского поселения, МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа», ООО «Агрофирма «Импульс», СНТ «Дачный поселок «Мельница», СПК «Дымковский», СПК «Колхоз имени Кирова», ГБУ Центр «Юность Урала» в 2021 году осуществляли пользование недрами в отсутствие лицензий на право пользования недрами (добыча подземных вод).
Министерством в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 564, с учетом представленных данных произведены расчеты размера вреда, причиненного недрам вышеуказанными предприятиями, на общую сумму 23 058,515 тыс. рублей. В добровольном порядке в установленный срок вред, причиненный недрам, возмещен на общую сумму 1 730,951 тыс. рублей.
В отношении юридических лиц, не оплативших в установленные сроки ущерб, Министерством поданы исковые заявления о компенсации вреда, причиненного недрам, в Арбитражный суд Свердловской области и в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области исковые требования Министерства к ОАО «Промышленная упаковка» удовлетворены в полном объеме. В настоящее время исполнительный лист по решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области направлен в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Определением Арбитражного суда Свердловской области производство в отношении
СНТ «Дачный поселок «Мельница» по делу прекращено в связи с отказом Министерства от исковых требований.
СНТ «Дачный поселок «Мельница» по делу прекращено в связи с отказом Министерства от исковых требований.
Решениями Арбитражного суда Свердловской области исковые требования Министерства к ООО НПП «Гаммамет», МУП ЖКХ «Южное», ТСЖ «Южный берег», МАУ ДОЛ «Юность», МУП «Жилкомсервис» Усть-Ницинского сельского поселения, СПК «Дымковский»,
ЗАО р НП «Энергия», МКП «Обуховское», МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта Тугулымского городского округа», МБОУ ДО ДДТ
п. Сосьва и МУП «Пригородная ТК» удовлетворены в полном объеме.
ЗАО р НП «Энергия», МКП «Обуховское», МУП «Управление жилищно-коммунального хозяйства и автомобильного транспорта Тугулымского городского округа», МБОУ ДО ДДТ
п. Сосьва и МУП «Пригородная ТК» удовлетворены в полном объеме.
По решению Арбитражного суда Свердловской области ООО НПП «Гаммамет» вред, причиненный недрам, возмещен в сумме 234 473 рубля 25 копеек.
Решением Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении исковых требований Министерства к ООО «АВТ-Плюс» отказано. Министерством подана апелляционная жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, которая находится на рассмотрении.
Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования Министерства к МУП КГО «Водоканал» удовлетворены в полном объеме. Предприятием подана апелляционная жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, постановлением о которого решение Арбитражного суда Свердловской области оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Решениями Арбитражного суда Свердловской исковые требования Министерства
к МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» и ООО «Агрофирма «Импульс» удовлетворены в полном объеме. Данными предприятиями поданы апелляционные жалобы в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, которые находятся на рассмотрении.
к МУП «Тепловодоснабжение Каменского городского округа» и ООО «Агрофирма «Импульс» удовлетворены в полном объеме. Данными предприятиями поданы апелляционные жалобы в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, которые находятся на рассмотрении.
Решением Арбитражного суда Свердловской области исковые требования Министерства к СПК «Колхоз имени Кирова» удовлетворены в полном объеме. СПК «Колхоз имени Кирова» подана апелляционная жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, которая оставлена без движения.
Определением об отложении судебного заседания судебное разбирательство по исковым требованиям Министерства к МУП Артемовского городского округа «Лебедкинское ЖКХ» отложено и находится на рассмотрении.
Решением Арбитражного суда Свердловской исковые требования Министерства
к МУП «Отдел по благоустройству администрации муниципального образования «Гаринский район» удовлетворены в полном объеме. Предприятие подало апелляционную жалобу в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд на решение Арбитражного суда Свердловской области. Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена МУП «Отдел по благоустройству администрации муниципального образования «Гаринский район» в связи с истечением установленного срока подачи апелляционной жалобы и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
к МУП «Отдел по благоустройству администрации муниципального образования «Гаринский район» удовлетворены в полном объеме. Предприятие подало апелляционную жалобу в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд на решение Арбитражного суда Свердловской области. Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба возвращена МУП «Отдел по благоустройству администрации муниципального образования «Гаринский район» в связи с истечением установленного срока подачи апелляционной жалобы и отсутствием ходатайства о его восстановлении.
2) По результатам рассмотрения материалов проверки МО МВД России «Красноуфимский» за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а именно добычу, погрузку и перемещение общераспространенных полезных ископаемых (скального грунта) на участке недр, расположенном в 120 метрах от автодороги Ачит-Месягутово 69 км Красноуфимского района Свердловской области, к административной ответственности в виде штрафа на сумму 3,0 тыс. рублей по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ привлечен гражданин А. Штраф оплачен в полном объеме.
Кроме того, рассчитан размер вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в результате незаконной добычи гражданином А. общераспространенных полезных ископаемых (скального грунта), который составил
104,248 тыс. рублей.
104,248 тыс. рублей.
В добровольном порядке в установленный срок ущерб, причиненный недрам, гражданином А. не возмещен, в связи с чем Министерство подало иск в Красноуфимский районный суд Свердловской области о компенсации гражданином вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, который до настоящего времени не рассмотрен.
3) По запросу Следственной части Следственного Управления МУ МВД России «Нижнетагильское» в рамках уголовного дела Министерством установлен размер вреда, причиненный недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, на участке недр – отвале вмещающих пород Анатольского месторождения амфибол-асбеста в 4,5 км юго-западнее пос. Новоасбест и в 5 км южнее пос. Шиловка Горноуральского городского округа Свердловской области, который составил 1 667,232 тыс. рублей.
Пригородным районным судом Свердловской области 30 декабря 2022 года вынесен приговор, которым директор ООО «ФорГруп» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (кража в особо крупном размере) с назначением наказания в виде лишения свободы на срок 3 года (условно). Должностное лицо вину в преступлении признал полностью, ущерб возместил в полном объеме.
Другие новости
Изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов...
СВЕРДЛОХРАНКУЛЬТУРОЙ в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия