Обобщение правоприменительной практики по муниципальному земельному контролю на территории Тавдинского городского округа за 2024 года
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были установлены особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального контроля в 2024 году, поэтому муниципальный земельный контроль в 2024 году был переориентирован на профилактическую работу.
Муниципальный земельный контроль – деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований земельного законодательства (далее обязательных требований), осуществляемая в пределах полномочий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
На территории Тавдинского городского округа муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией Тавдинского городского округа (далее - орган муниципального контроля) в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории Тавдинского городского округа (далее – Положение), утвержденным решением Думы Тавдинского городского округа от 16.09.2021 № 54/15 (в редакции Решения Думы Тавдинского городского округа от 22.08.2024 № 23/13). Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением: 1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них; 2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; 3) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; 4) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока; 5) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль, в пределах их компетенции. Объектами муниципального земельного контроля являются: земли, земельные участки, части земельных участков, расположенные в границах Тавдинского городского округа. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых контрольных мероприятий. В 2024 году в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории Тавдинского городского округа проведено:
- объявлено 1 (одно) предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», размещённых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415» в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»;
- 14 (четырнадцать) консультирований в соответствии со статьёй 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- информирование в соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе размещения и поддержания в актуальном состоянии информации на официальном сайте Тавдинского городского округа (https://adm-tavda.ru) в разделе «Муниципальный земельный контроль».
В связи с введением моратория на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» администрацией Тавдинского городского округа не проводились плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. В текущем периоде 2024 года реализация мероприятий по профилактике нарушений осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на 2024 год, утвержденной постановлением администрации Тавдинского городского округа от 12.12.2023 № 2091 (далее – Программа).
Контрольным (надзорным) органом в рамках реализации Программы в текущем периоде 2024 года на сайте Тавдинского городского округа (https://adm-tavda.ru) в разделе «Муниципальный земельный контроль» в соответствии с планом мероприятий по профилактике нарушений на 2024 год систематически размещалась необходимая информация по профилактике нарушений в сфере муниципального земельного контроля, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основными проблемами, которые, по своей сути, являются причинами подавляющего большинства выявляемых контрольным (надзорным) органом нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков о предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации требований о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков.
Решением данной проблемы является активная реализация должностными лицами контрольного (надзорного) органа профилактических мероприятий в сфере муниципального земельного контроля, в том числе информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики.
Решением данной проблемы является применение к правообладателем профилактической меры – объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, поскольку данная мера подлежит применению при получении органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
СВЕРДЛОХРАНКУЛЬТУРОЙ в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия