Обобщение правоприменительной практики по муниципальному земельному контролю на территории Тавдинского городского округа за 2024 года

Обобщение правоприменительной практики по муниципальному земельному контролю на территории Тавдинского городского округа за 2024 года

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022г. №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» были установлены особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении муниципального контроля в 2024 году, поэтому муниципальный земельный контроль в 2024 году был переориентирован на профилактическую работу.  
Муниципальный земельный контроль – деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований земельного законодательства (далее обязательных требований), осуществляемая в пределах полномочий посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
На территории Тавдинского городского округа муниципальный земельный контроль осуществляется Администрацией Тавдинского городского округа (далее - орган муниципального контроля) в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле на территории Тавдинского городского округа (далее – Положение), утвержденным решением Думы Тавдинского городского округа от 16.09.2021 № 54/15 (в редакции Решения Думы Тавдинского городского округа от 22.08.2024 № 23/13).
Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением:
1) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
2) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
3) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
4) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
5) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный контроль, в пределах их компетенции.
Объектами муниципального земельного контроля являются: земли, земельные участки, части земельных участков, расположенные в границах Тавдинского городского округа.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
В 2024 году в рамках осуществления муниципального земельного контроля на территории Тавдинского городского округа проведено:
- объявлено 1 (одно) предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьёй 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», размещённых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2021 г. № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415» в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий»; 
- 14 (четырнадцать) консультирований в соответствии со статьёй 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- информирование в соответствии со статьёй 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в том числе размещения и поддержания в актуальном состоянии информации на официальном сайте Тавдинского городского округа (https://adm-tavda.ru) в разделе «Муниципальный земельный контроль».
В связи с введением моратория на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2024 году, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336   «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» администрацией Тавдинского городского округа не проводились плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
В текущем периоде 2024 года реализация мероприятий по профилактике нарушений осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований в сфере муниципального земельного контроля на 2024 год, утвержденной постановлением администрации Тавдинского городского округа от 12.12.2023 № 2091 (далее – Программа).
Контрольным (надзорным) органом в рамках реализации Программы в текущем периоде 2024 года на сайте Тавдинского городского округа                    (https://adm-tavda.ru) в разделе «Муниципальный земельный контроль» в соответствии с планом мероприятий по профилактике нарушений на 2024 год  систематически размещалась необходимая информация по профилактике нарушений в сфере муниципального земельного контроля, объявлялись предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Основными проблемами, которые, по своей сути, являются причинами подавляющего большинства выявляемых контрольным (надзорным) органом нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации являются:
1. Низкие знания правообладателей земельных участков о предъявляемых к ним земельным законодательством Российской Федерации требований о порядке, способах и ограничениях использования земельных участков. 
Решением данной проблемы является активная реализация должностными лицами контрольного (надзорного) органа профилактических мероприятий в сфере муниципального земельного контроля, в том числе информирование, консультирование, обобщение правоприменительной практики.
2. Сознательное бездействие правообладателей земельных участков.  
Решением данной проблемы является применение к правообладателем профилактической меры – объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, поскольку данная мера подлежит применению при получении органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. 
 
Швейцаров Д.А.
FORMA_Doklad_2024.xlsx 20,3 КБ