Деятельность Министерства общественной безопасности Свердловской области (далее – Министерство) по исполнению государственной функции регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – надзор) осуществляется на основании законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Свердловской области.
    Мероприятия по надзору непосредственно реализуются отделом государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства (далее – отдел надзора).
    В связи с вышеуказанным в первом полугодии 2022 года специалистами отдела надзора проведено 14 плановых проверок (за аналогичный период 2021 года – 35 плановых проверок) и 3 внеплановые проверки по выполнению ранее выданных предписаний (в 2021 году – 11 внеплановых проверок).
    По результатам проверок за первое полугодие 2022 года:
выявлено 72 нарушения (в 2021 году – 92 нарушения);
выдано 12 предписаний об устранении нарушений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в 2021 году – 24 предписания);
составлено и направлено на рассмотрение мировым судьям 14 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
– 12 протоколов – по части 1 статьи 20.6;
– 2 протокола – по части 1 статьи 19.5.
    Судами рассмотрено 22 административных дела, по которым вынесено 22 постановления, назначены административные наказания в виде административных штрафов на общую сумму 890 000 рублей.
      Привлечено к административной ответственности 2 должностных лица и 20 юридических лиц.
       Поднадзорными объектами выполнено 1 предписание (в 2021 году – 8 предписаний).
     В список добросовестных объектов надзора, которые по итогам плановых проверок выполнили все требования законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вошли:
– акционерное общество «Косулинский абразивный завод»;
– муниципальное унитарное предприятие городского округа Заречный «Теплоцентраль».
      В первом полугодии 2022 года специалистами отдела надзора проведено 4 проверки в отношении единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований Свердловской области (далее – ЕДДС) – органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
– 3 плановых проверки;
– 1 внеплановая проверка по выполнению ранее выданного предписания.
        По результатам проверок ЕДДС:
выявлено 5 нарушений;
выдано 4 предписания об устранении нарушений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
составлено и направлено на рассмотрение мировым судьям 4 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
– 3 протокола – по части 1 статьи 20.6;
– 1 протокол – по части 1 статьи 19.5.
      Судами рассмотрено 4 административных дела, по которым вынесено 4 постановления, назначены административные наказания в виде административных штрафов на общую сумму 160 000 рублей;
привлечено к административной ответственности 4 юридических лица.
       При проведении плановых проверок в первом полугодии 2022 года должностными лицами Министерства выявлены следующие типовые нарушения обязательных требований:
1) отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, с участием формирований постоянной готовности;
3) не организовано обучение в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;
4) руководителем организации не пройдено обучение (повышение квалификации) в государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области» (далее – ГКУ ДПО СО «УМЦ ГОЧС Свердловской области»);
5) не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) отсутствуют запасные части, инструмент и принадлежности (ЗИП), необходимые для осуществления эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения;
7) не проводятся штабные тренировки;
8) не проводятся объектовые тренировки;
9) не планируются и не проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях;
10) не организована работа комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
      Основные причины невыполнения обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее – обязательные требования):
1) сознательное нарушение обязательных требований;
2) отсутствие материальных и финансовых средств на выполнение обязательных требований;
3) отсутствие контроля должностных лиц, уполномоченных на решение задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, за поддержанием в актуальном состоянии нормативно-правовых актов.
      Невыполнение обязательных требований в случае чрезвычайной ситуации может повлечь за собой человеческие жертвы, значительный ущерб здоровью людей и окружающей среде, а также привести к значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности людей.
       В целях соблюдения обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предлагается руководителям организаций:
1) обеспечить контроль за выполнением обязательных требований;
2) обеспечить участие должностных лиц органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в плановых семинарах по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также публичных обсуждениях правоприменительной практики;
3) обеспечить своевременное обучение должностных лиц в ГКУ ДПО СО «УМЦ ГОЧС Свердловской области».
     В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), а также Положением о региональном государственном надзоре в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 08.09.2021 № 570-ПП «О региональном государственном надзоре в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее – Положение о надзоре), Министерство в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения в рамках регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет профилактические мероприятия:
1) обобщение правоприменительной практики.
         17 февраля 2022 года в Главном управлении МЧС России по Свердловской области (далее – ГУ МЧС России по Свердловской области) в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 2021 год под председательством заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области, подполковника внутренней службы Сергея Махнева.
           В связи с ограничительными мероприятиями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, обсуждения проводились в сокращенном формате с участием представителя Министерства и руководителей территориальных органов Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области.
        Основной целью мероприятия явилось развитие взаимодействия и открытости контрольных (надзорных) органов, повышение просвещенности субъектов предпринимательской деятельности.
       С докладом по вопросам регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выступила начальник отдела государственного регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства В.В. Артемьева, которая проинформировала об итогах контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2021 год, проблемных вопросах и пути их решения, а также о принятии в рамках реализации Федерального закона Положения о надзоре, которым предусмотрено снижение категорий риска.
     Анкетирование в целях подведения итогов, определения эффективности и полезности проведения публичных обсуждений правоприменительной практики за 2021 год в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» проводилось среди лиц, контролируемых Министерством общественной безопасности Свердловской области.
      73 респондента оценили качество организации мероприятия на «хорошо» и «отлично». Наиболее интересным для участников было обсуждение принятых нормативных правовых актов. 43% опрошенных знают свои права при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. 59% желают принимать участие в публичных обсуждениях в дальнейшем. Замечаний и предложений по вопросам организации и проведения публичных обсуждений правоприменительной практики за 2021 год не поступило.
       По итогам проведения публичных обсуждений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещен утвержденный приказом Министерства обзор правоприменительной практики при осуществлении государственного регионального надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2021 год.
Ссылка на видеозапись публичных обсуждений: https://www.youtube.com/watch?v=GDZDCJgCOpA;
2) объявление предостережения.
     В первом полугодии 2022 года специалистами отдела надзора объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушения контролируемыми лицами обязательных требований с указанием нормативного правового акта, их предусматривающего, информации о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также с предложением о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
3) консультирование контролируемых лиц, представителей контролируемых лиц в устном или письменном виде без взимания платы.
         Отделом надзора на личном приеме граждан даны разъяснения обязательных требований 7 специалистам, уполномоченным на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
4) самообследование в форме самостоятельной оценки контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, которое осуществляется в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства по ссылке: https://security.midural.ru/document/category/146#document_list;
5) профилактический визит, в ходе которого контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
        В первом полугодии 2022 года Министерством проведено 4 профилактических визита в отношении объектов надзора:
– муниципальное казенное учреждение «Центр защиты населения Каменского городского округа»;
– общество с ограниченной ответственностью «Режевской кабельный завод»;
– муниципальное унитарное предприятие «Салдаэнерго»;
– общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Заря».
       По итогам проведения профилактических визитов даны разъяснения обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предоставлены методические рекомендации.
      Специалистами отдела надзора направлено 63 письма контролируемым лицам с информацией о возможности и необходимости проведения профилактических мероприятий.
     Приказом Министерства от 01.02.2022 № 22 утверждена форма Проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых Министерством при осуществлении регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Проверочные листы размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
       Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление), приказом Министерства от 11.03.2022 № 60 «Об отмене и прекращении контрольно-надзорных мероприятий в рамках осуществления регионального государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области в 2022 году» отменены все плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные на 2022 год.
     Срок исполнения предписаний об устранении нарушений, выданных в соответствии с Федеральным законом до дня вступления в силу постановления и действующих на день его вступления в силу, продлен автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
   Министерством продолжается работа, направленная на профилактику нарушений обязательных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Во исполнение статьи 46 Федерального закона вся актуальная информация размещена во вкладках «Государственный надзор», «Профилактика нарушений» и «Реформа контрольно-надзорной деятельности» на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://security.midural.ru.