ПРОЕКТ доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2022 год
ПРОЕКТ
ДОКЛАД
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства
природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны
и использования особо охраняемых природных территорий за 2022 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
В настоящем докладе о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2022 год (далее – Доклад) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при реализации полномочий по контролю (надзору), исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
1. В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) приказом Министерства от 06.12.2021 № 1441 утвержден план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год (далее – План).
«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) приказом Министерства от 06.12.2021 № 1441 утвержден план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год (далее – План).
Составлению ежегодного Плана предшествовала совместная работа отделов регионального государственного контроля (надзора) Министерства по его формированию с учетом риск-ориентированного подхода, анализа предыдущей деятельности субъектов хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой были выявлены нарушения, предусмотренной Законом о государственном контроле периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможности проведения совместных КНМ с иными контролирующими органами. Проект Плана был направлен на согласование в прокуратуру Свердловской области в срок до 1 сентября
2021 года. Утвержденный План с корректировками, внесенными по предложению надзорного органа, представлен в прокуратуру Свердловской области до 1 ноября 2021 года для дальнейшего формирования сводного плана, в декабре 2021 года размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего обозрения.
2021 года. Утвержденный План с корректировками, внесенными по предложению надзорного органа, представлен в прокуратуру Свердловской области до 1 ноября 2021 года для дальнейшего формирования сводного плана, в декабре 2021 года размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всеобщего обозрения.
В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», приказом Министерства от 11.03.2022 № 264 внесены изменения в план проведения плановых КНМ путем исключения из него мероприятий в отношении контролируемых лиц, начать которые планировалось с 10 марта 2022 года. Должностными лицами Министерства в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях не проводилось.
2. В 2022 году в прокуратуру Свердловской области Министерством заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий не направлялись.
В 2022 году жалобы о несоблюдении требований законодательства должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий, не поступали. Возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались.
3. В рамках статьи 56 Закона о государственном контроле должностными лицами Министерства проводились выездные обследования особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ) на основании заданий, выданных в порядке, установленном приказом Министерства от 25.04.2017 № 432 «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».
4. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушениях обязательных требований в сфере охраны и использования ООПТ, проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). В соответствии с требованиями Закона
№ 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
№ 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
5. В 2022 году юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане привлекались Министерством к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главой 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
6. Степень тяжести совершенных правонарушений в сфере охраны и использования ООПТ оценивалась, как правило, по возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесения ущерба природным ресурсам.
При выборе вида ответственности должностные лица Министерства, рассматривающие дела об административных правонарушениях, руководствовались:
1) общими правилами назначения административного наказания;
2) возможностью квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное;
3) законодательно урегулированной возможностью замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением;
4) обстоятельствами, смягчающими или отягчающими административную ответственность;
5) количеством совершенных административных правонарушений;
6) иными требованиями, предусмотренными КоАП РФ.
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности
Предложения по результатам осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий отсутствуют.
Правоприменительная практика организации и проведения
регионального государственного контроля (надзора) в сфере охраны
и использования особо охраняемых природных территорий
В отчетный период 2022 года юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями возражения на акты проверок не подавались, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об ООПТ не обжаловались.
На основании графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области на II–III кварталы 2022 года, утвержденного решением Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области, проведено 38 выездных обследований в области охраны и использования ООПТ, в результате которых выявлено 19 нарушений режима ООПТ.
В 2022 году рассмотрено 59 обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц с информацией о нарушениях законодательства Российской Федерации об ООПТ. При рассмотрении поступивших обращений проведено 15 выездных обследований, в ходе которых выявлено 9 нарушений режима ООПТ.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ являются нарушения установленного режима или иных правил охраны ООПТ областного значения в виде:
1) движения механизированных транспортных средств вне дорог общего назначения;
2) загрязнения природной среды (места несанкционированного размещения отходов).
За указанные нарушения юридические, должностные и физические лица привлекались к административной ответственности по:
– статье 8.39 КоАП РФ – нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, в 44 случаях в виде административных штрафов на общую сумму 297,0 тыс. рублей, в 1 случае в виде предупреждения;
– части 1 статьи 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в виде административного штрафа на сумму 1,5 тыс. рублей;
– части 2 статьи 8.32 КоАП РФ – выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в виде предупреждения.
В отчетном периоде выдано 80 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ.
В 2022 году в прокуратуру Свердловской области заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ не направлялись.
В судебном порядке обжаловались следующие постановления о назначении административных наказаний:
1) В результате участия в проверке Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры в 2021 году специалистами Министерства выявлены нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Зелёный мыс» (далее - ООО «Зелёный мыс») режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Государственного ландшафтного природного заказника областного значения «Озеро Таватуй и Верх-Нейвинское водохранилище с окружающими лесами» (далее – Заказник). Постановлением производство по делу в отношении юридического лица ООО «Зелёный мыс» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В ходе досудебного рассмотрения протеста прокурора решением Министра постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. Юридическое лицо ООО «Зелёный мыс» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300,0 тыс. рублей. Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга сумма штрафа снижена до
150,0 тыс. рублей, жалоба ООО «Зелёный мыс» оставлена без удовлетворения.
150,0 тыс. рублей, жалоба ООО «Зелёный мыс» оставлена без удовлетворения.
2) В результате участия в проверке Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры в 2021 году специалистами Министерства выявлены нарушения ООО «Зелёный мыс» режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории Заказника. Постановлением производство по делу в отношении должностного лица (заместителя директора) ООО «Зелёный мыс» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В ходе досудебного рассмотрения протеста прокурора решением Министра постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении административного дела постановлением о назначении административного наказания должностное лицо (заместитель директора) ООО «Зелёный мыс» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15,0 тыс. рублей. Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга постановление оставлено без изменения, жалоба заместителя директора ООО «Зелёный мыс» – без удовлетворения.
3) В ходе внеплановой выездной проверки в 2021 году в отношении ООО «Зелёный мыс» выявлены нарушения режима особой охраны территории Заказника.
Постановлением должностного лица Министерства юридическое лицо ООО «Зелёный мыс» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300,0 тыс. рублей. Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил сумма штрафа была снижена до 150,0 тыс. рублей, жалоба ООО «Зелёный мыс» оставлена без удовлетворения.
4) В ходе внеплановой выездной проверки в 2021 году в отношении ООО «Зелёный мыс» выявлены нарушения режима особой охраны территории Заказника.
Должностное лицо (директор) ООО «Зелёный мыс» привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15,0 тыс. рублей. Определением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил жалоба директора ООО «Зелёный мыс» оставлена без рассмотрения (истечение срока для обжалования).
5) В результате участия в проверке Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры в 2021 году должностными лицами Министерства выявлено нарушение муниципальным унитарным предприятием «Тагилдорстрой» (далее – МУП «ТДС») режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ областного значения Ландшафтный заказник «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и окружающими лесами», а именно складирование уничтоженных лесных насаждений, отходов корчевания пней и порубочных остатков на его территории. За выявленные нарушения юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа, сумма которого в ходе досудебного обжалования решением Министра снижена до 150,0 тыс. рублей.
Считая постановление, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, незаконными и необоснованными, МУП «ТДС» оспаривало привлечение к административной ответственности и представление в суде. В 2022 году решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга, оставленным без изменения решением Свердловского областного суда, постановление оставлено без изменения, представление признано законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы отказано. Кассационная жалоба юридического лица в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции возвращена без рассмотрения.
При выездных обследованиях по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации об ООПТ выявлено следующее.
1) В связи с большим количество обращений граждан и повышенным резонансом в СМИ по фактам несанкционированного размещения отходов вне специально установленных мест на арендованных Благотворительным фондом «Содружество» земельных участках в границах особо охраняемой природной территории областного значения «Карасье-Озерский лесной парк» (далее – ООПТ «Карасье-Озерский лесной парк») неоднократно проводились выездные обследования арендованной территории с целью пресечения возможных нарушений требований законодательства об ООПТ.
В ходе выездных обследований выявлялись факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления в границах ООПТ «Карасье-Озерский лесной парк».
В дальнейшем Благотворительным Фондом «Содружество» в Министерство представлены материалы, подтверждающие принятие мер по очистке арендованных земельных (лесных) участков. С учетом принятых мер, необходимости снижения административного давления на бизнес и увеличения числа профилактических мероприятий, в адрес Благотворительного Фонда «Содружество» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
2) На основании постановления Правительства Свердловской области от 28.04.2022 № 307-ПП «Об установлении особого противопожарного режима на территории Свердловской области» обследованы особо охраняемые природные территории областного значения, в ходе которых проведены беседы с гражданами, отдыхающими в границах ООПТ областного значения, о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесах на ООПТ.
Другие новости
Изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов...
СВЕРДЛОХРАНКУЛЬТУРОЙ в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия