ПРОЕКТ ДОКЛАДА, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства социальной политики Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердл. обл

Министерство социальной политики Свердловской области
8 февраля 2023
ПРОЕКТ ДОКЛАДА,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства социальной политики Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области,
в 2022 году
1. Обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области (далее – контроль (надзор) в сфере социального обслуживания) осуществлялся в 2022 году уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания граждан – Министерством социальной политики Свердловской области (далее – Министерство) в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
Законом Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области»;
постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 № 485-ПП «О Министерстве социальной политики Свердловской области»;
постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области»;
постановлением Правительства Свердловской области от 23.09.2021 № 625-ПП «О региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области»;
приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 13.12.2021 № 586 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области на 2022 год»;
приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.10.2021 № 466 «Об утверждении перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области».
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, утвержден приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 15.08.2022 № 294 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Свердловской области».
В целях профилактики нарушений обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в 2022 году приняты следующие документы:
приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 11.03.2022 № 58 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого Министерством социальной политики Свердловской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области»;
приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 12.09.2022 № 326 «О внесении изменений в Перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области, утвержденный приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 04.10.2021№ 466»;
приказ Министерства социальной политики Свердловской области от 15.12.2022 № 486 «Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области на 2023 год».
Указанные выше документы размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть Интернет).
2. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках осуществления контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в 2022 году не запланированы. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2022 году, в связи с отсутствием оснований, не проводились.
В целях реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Свердловской области на 2022 год, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 13.12.2021 № 586, Министерством было проведено 4 профилактических визита в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания граждан и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан (далее – поставщики социальных услуг).
В ходе профилактических визитов поставщики социальных услуг были проинформированы об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора) в сфере социального обслуживания исходя из отнесения их к соответствующей категории риска. В ходе проведения профилактических визитов не установлено, что принадлежащие поставщикам социальных услуг объекты контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен.
Среди типичных нарушений обязательных требований, выявленных в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий в предыдущие отчетные периоды, можно назвать нарушения требований, установленных Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области» (далее – Порядок, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП):
1) форма договора о предоставлении социальных услуг (далее – договор) не соответствует форме договора, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 № 783 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг и формы акта о предоставлении социальных услуг» (далее – форма договора), отсутствие расчетного листа, являющегося неотъемлемой частью договора, что является нарушением пункта 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП (например: в договор не включены строки, столбцы, установленные формой договора, отсутствуют расчеты, неполное заполнение расчетного листа, разработка поставщиком социальных услуг собственной формы договора, не включение в договор обязательных пунктов, предусмотренных формой договора);
2) при оформлении актов о предоставлении социальных услуг не соблюдены требования пункта 22 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП (например: отсутствуют подписи поставщика либо получателя социальных услуг, отсутствуют даты, расчеты, поставщиком социальных услуг самостоятельно разрабатывается форма акта);
3) объем социальных услуг, предоставленных получателям социальных услуг, превышает объем, предусмотренный стандартами социальных услуг, утвержденными приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482 «Об утверждении стандартов социальных услуг» (далее – стандарты социальных услуг), что является нарушением пункта 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП (например: социально-педагогические услуги «Педагогическая диагностика» или «Психологическая диагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателя социальных услуг, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности получателя социальных услуг)» согласно стандартам социальных услуг предоставляются в объеме до 2 раз в год, однако в нарушение стандарта социальных услуг указанные социальные услуги предоставлены 4 раза в месяц);
4) получателям социальных услуг предоставлены социальные услуги, не предусмотренные действующими индивидуальными программами предоставления социальных услуг, что является нарушением пункта 17 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП;
5) не соблюден порядок принятия решения о предоставлении социальных услуг поставщиком социальных услуг, предусмотренный пунктом 16 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП (например: отсутствие заявления гражданина (его законного представителя) по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг», документа, подтверждающего полномочия законного представителя (при обращении за получением социальных услуг законного представителя получателя социальных услуг);
6) не соблюден порядок прекращения предоставления социальных услуг, определенный пунктом 23 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП (например: социальные услуги продолжают оказываться после истечения срока действия договора).
3. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
Случаев причинения поставщиками социальных услуг, в отношении которых проводились профилактические мероприятия, вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в 2022 году не выявлено.
4. Предложения об актуализации обязательных требований.
Предложений об актуализации обязательных требований не имеется.
5. Предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
Предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) не имеется.
| | | |
Другие новости
Изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов...
СВЕРДЛОХРАНКУЛЬТУРОЙ в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия