В Министерстве социальной политики Свердловской области 27.05.2021 состоялись публичные обсуждений результатов правоприменительной практики для поставщиков социальных услуг Свердловской области в режиме ВКС

На 2020 год согласно плану проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Свердловской области в 2020 году, утвержденному приказом Министерства от 30.10.2019 № 505, было запланировано проведение 8 проверок поставщиков социальных услуг. Была проведена 1 проверка, по результатам которой было вынесено предписание.
Оставшиеся проверки в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 18.03.2020 № ММ-П36-1945 и Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева от 19.03.2020 № 6-ЕК пп, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключены из плана проведения плановых проверок в 2020 году. Соответствующие приказы Министерства приняты от 27.03.2020 № 175 и от 15.04.2020 № 218.
Все приказы размещены на сайте Министерства в разделе «Деятельность» – «Контрольные мероприятия» – «Региональный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания».
Вместе с тем в рамках реализации Программы профилактики нарушений поставщиками социальных услуг Свердловской области обязательных требований в сфере социального обслуживания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 25.12.2019 № 634 «Об утверждении Программы профилактики нарушений поставщиками социальных услуг Свердловской области обязательных требований в сфере социального обслуживания на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в 2020 году Министерством реализован комплекс профилактических информационных мероприятий, направленных на снижение числа нарушений законодательства в сфере социального обслуживания, допускаемых поставщиками социальных услуг: проведено 3 информационных профилактических мероприятия в формате совещаний в режиме видеоконференции в апреле и июле. 
По 7 поставщикам социальных услуг, в отношении которых исключены плановые проверки были проведены 7 информационных профилактических мероприятий по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания и обеспечения доступности для инвалидов.
Одними из часто выявляемых Министерством в ходе проверочных мероприятий в отношении поставщиков социальных услуг нарушений являются нарушения положений: 
Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; 
Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; 
Закона Свердловской области от 3 декабря 2014 года № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области»;
Закона Свердловской области от 19 декабря 2016 года № 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области»
постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 № 1149-ПП «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Свердловской области». 
Типичные ошибки, выявленные в ходе проверок в 2020 году:
1) отсутствуют расчетные листы к договорам, нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП;
2) форма расчетного листа не соответствует форме, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 № 783 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг и формы акта о предоставлении социальных услуг» (в редакции приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 07.06.2018 № 205), нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП 
3) форма договора не соответствует форме, утвержденной приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 № 783 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг и формы акта о предоставлении социальных услуг», нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП;
4) акты о предоставлении социальных услуг оформлены с нарушениями требований п. 22 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП ;
5) объем услуг, оказанных получателям социальных услуг, превышает объем, предусмотренный стандартами социальных услуг, утвержденными приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11.08.2015 № 482, нарушение п. 20 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП; 
6) реквизиты расчётного листа, являющегося приложением к договору, не соответствуют реквизитам действующего договора, нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП; 
7) получателям социальных услуг оказаны услуги, не предусмотренные действующей индивидуальной программой предоставления социальных услуг, нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП;
8) нарушена периодичность предоставления социальных услуг, оказанных получателям социальных услуг, предусмотренная индивидуальной программой предоставления социальных услуг, нарушение п.17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП; 
9) нарушены требования порядка предоставления поставщиком социальных услуг, нарушение п. 17 постановления Правительства Свердловской области от 18.12.2014 №1149-ПП. 
          Планы на 2021 год:
 В соответствии с планом проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Свердловской области в 2021 году, утвержденным  приказом Министерства от 26.10.2020 № 634 «Об утверждении плана проведения плановых проверок поставщиков социальных услуг при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Свердловской области в 2021 году» с изменениями, внесенными приказом от 07.12.2020 № 727, на 2021 год запланировано проведение 21 плановой проверки поставщиков социальных услуг. План в установленном порядке согласован с прокуратурой Свердловской области. В настоящее время проведены 7 проверок, вынесено 6 предписаний. 
В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 13.08.2020 № 549-ПП «О внесении изменений в Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Свердловской области, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 22.12.2014 № 1180-ПП» при организации и осуществлении Министерством контроля (надзора) в сфере социального обслуживания применяется риск-ориентированный подход. 
Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 16.09.2020 № 548 «Об отнесении деятельности поставщиков социальных услуг Свердловской области к определенной категории риска» поставщики социальных услуг, включенные в реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области, отнесены к определенной категории риска. Риск-ориентированный подход учтен Министерством при формировании ежегодного плана проверок на 2021 год. 
Проведение плановых проверок в отношении поставщиков социальных услуг в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
1) для категории значительного риска – один раз в 3 года; 
2) для категории среднего риска – не чаще одного раза в 4 года и не реже одного раза в 5 лет;
3) для категории умеренного риска – не чаще одного раза в 6 лет и не реже одного раза в 8 лет.
1) к категории среднего риска относятся поставщики социальных услуг, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
2) к категории умеренного риска относятся поставщики социальных услуг, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и (или) в форме социального обслуживания на дому.
В случае одновременного осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, и (или) полустационарной форме социального обслуживания, и (или) в форме социального обслуживания на дому поставщик социальных услуг будет отнесен к категории среднего риска.
3) в зависимости от вероятности несоблюдения обязательных требований поставщики социальных услуг, подлежащие отнесению в соответствии с тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований к категории среднего риска, подлежат отнесению к категории значительного риска при наличии одного из следующих условий:
- наличие предписания, выданного Министерством социальной политики Свердловской области, за последние 3 года со дня окончания проведения последней плановой проверки поставщика социальных услуг;
- наличие Постановления суда о назначении административного наказания, вынесенного по результатам проверки Министерства, в том числе мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Министерства с поставщиками социальных услуг.
Вышеуказанные приказы размещены на официальном сайте Министерства.