Информация о публичных обсуждениях правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области 4 марта 2022 года организованы публичные обсуждения правоприменительной практики осуществления регионального государственного строительного надзора в 2021 году. В связи с ограничительными мероприятиями, связанными с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, обсуждения проводились в формате видео-конференц-связи
Основной целью мероприятия являлось предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований действующего законодательства, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований, мотивации к добросовестному поведению и, как следствие, снижения уровня ущерба охраняемым законом ценностям, снижения административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Для публичных обсуждений Департаментом представлен Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного строительного надзора Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в 2021 году, подготовленный начальником правового отдела Департамента.
В Докладе отражены правовые основания проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
в 2021 года, а также изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации
В течение 2021 года правовыми основаниями проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора являлись Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области».
1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», регламентирующий отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц, ранее установленные положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 294-ФЗ.
1 июля 2021 года также вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации, которым внесены изменения, в том числе, в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в части порядка организации и осуществления названных выше видов регионального государственного контроля (надзора), а также изменяющие предмет регионального государственного строительного надзора в зависимости от категории объекта капитального строительства, в отношении которого он осуществляется.
В целях обеспечения возможности осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ приняты Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2021 № 1006-ПП «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области», в котором учтены нормы Общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2161 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. № 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», а также постановление Правительства Свердловской области от 24.12.2021 № 947-ПП «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Свердловской области».
Обязательными требованиями, подлежащими проверке, в 2021 году являлись:
- соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (с учетом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличие разрешения на строительство;
- выполнение требования, предусмотренного частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами не являющимися членами таких саморегулируемых организаций;
- выполнение требования, предусмотренного частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- выполнение требования, предусмотренного частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено статьёй 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
В Докладе отражены основные итоги контрольно-надзорной деятельности Департамента по строительному надзору за 2021 год, наиболее частые нарушения. Приведена информация о выданных заключениях о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, а также об административных наказаниях по результатам мероприятий.
В Докладе приведены актуальные в течение 2021 года вопросы по осуществлению регионального государственного строительного надзор, поступающие в Департамент, и проблемы, возникающие в ходе осуществления указанного вида надзора.
С проектом доклада можно ознакомиться на официальном сайте Департамента в разделе «Общественное обсуждение». Замечания и предложения в Доклад направляются до 10 марта 2022 года. Доклад о правоприменительной практике осуществления
регионального государственного строительного надзора на территории Свердловской области в 2021 году будет утвержден и опубликован на официальном сайте Департамента с учетом поступивших замечаний.
Другие новости
Изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов...
СВЕРДЛОХРАНКУЛЬТУРОЙ в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны объектов культурного наследия