Утверждена программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2022 год

ПРОГРАММА
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2022 год

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) на 2022 год (далее – Программа) разработана в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения. 
Программа разработана в целях реализации положений статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.05.2016 № 934-р, Стандартом комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утвержденным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 12.09.2017
 № 61(11).


Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики


Важнейшими задачами Реформы контрольной и надзорной деятельности являются внедрение системы комплексной профилактики нарушения обязательных требований, повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий, сокращение административного давления на бизнес, повышение безопасности государства и общества.
По предварительным итогам за 9 месяцев 2021 года Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее – Министерство) проведено 20 плановых проверок,
20 внеплановых и 3 инспекционных визита, в том числе по проверке исполнения предписаний – 16 внеплановых проверок и 3 инспекционных визита.
По результатам плановых и внеплановых проверок выявлено 75 нарушений, выдано
 66 предписаний.
Принято участие в 16 проверках, проводимых органами внутренних дел и прокуратуры по фактам нарушения обязательных требований. 
В первом полугодии 2021 года проведено 86 плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков в соответствии со статьей 8.3 Федерального закона
 от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Рассмотрено 120 обращений граждан, юридических лиц по фактам нарушения требований лесного законодательства.
Лесными инспекторами лесничеств с участием должностных лиц Министерства проведено 18 955 патрулирований по охране лесов, в том числе 1792 с участием должностных лиц органов внутренних дел. 
За 9 месяцев 2021 года на территории земель лесного фонда Свердловской области зарегистрировано 310 случаев незаконных рубок общим объемом 39 435,9 куб. метров. Вред, причиненный лесам, составил 652 184,6 тыс. рублей.
285 материалов о незаконной рубке переданы в органы внутренних дел для принятия решений о возбуждении уголовных дел.
Возбуждено 91 уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьей
 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.
К административной ответственности привлечено 804 лица, из них по 147 делам вынесены предупреждения, по 657 делам вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 11986,2 тыс. рублей.
Из всех наложенных административных штрафов:
 –на граждан 182 штрафа на сумму 535,8 тыс. рублей;
 – на должностных лиц 413 штрафов на сумму 4022,9 тыс. рублей;
 – на юридических лиц 62 штрафа на сумму 7427,5 тыс. рублей.
В рамках административного производства внесено 476 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Основная доля административных правонарушений приходится на нарушения правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 36%, нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (ст. 8.27 КоАП РФ) – 24,1%, нарушения правил использования лесов (ст. 8.25 КоАП РФ) – 15,6%, непредставление сведений (информации)
 (ст. 19.7 КоАП РФ) – 10,4%. 
Профилактические мероприятия по пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства проводятся Министерством в соответствии с программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых проверяется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного надзора на 2021 год и планом-графиком проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых проверяется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного надзора в 2021 году (далее – план-график), утвержденными приказом Министерства от 21.12.2020
 № 1792.
В соответствии с планом-графиком на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены следующие сведения.
1. Тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, утвержденный приказом Министерства от 05.04.2019 № 533 (ред. от 05.03.2021)
 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране)». Информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.
3. Форма проверочного листа, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.05.2018 № 404 «Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемой при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (используется в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации).
4. Руководство по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»: Руководство по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденное Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области от 09.02.2021.
5. Программа профилактики рисков причинения вреда приказ Министерства
от 21.12.2020 № 1792 «Об утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых проверяется Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении федерального государственного лесного надзора на 2021 год».
6. Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица.
7. Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области за 2020 год, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 01.03.2021 № 249 Обзор правоприменительной практики Министерства за 2020 год.
8. Доклад об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области за 2020 год.


Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики


Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачи программы:
повышение прозрачности системы федерального государственного лесного надзора и контрольно-надзорной деятельности в целом;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой в установленной сфере компетенции;
выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.


Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, 
сроки (периодичность) их проведения


Реализация программы осуществляется путем исполнения организационных и профилактических мероприятий в соответствии с ежегодно разрабатываемым планом-графиком проведения таких мероприятий, являющимся приложением к настоящей программе.
Для решения задач и достижения целей программы предусмотрены следующие виды и формы профилактических воздействий.
3.1. Информирование
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, касающихся осуществления государственного контроля (надзора), на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее –сеть «Интернет»), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Срок предоставления: постоянно.
3.2. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики осуществляется посредством подготовки ежегодного доклада об осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора), который утверждается приказом (распоряжением) руководителя органа государственного надзора и размещается на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».
Срок предоставления: ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным.
3.3. Объявление предостережения
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее – предостережение) объявляется контролируемому лицу при наличии у государственного лесного инспектора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Срок предоставления: по мере выявления вышеуказанных признаков.
3.4. Консультирование
Консультирование осуществляется по обращениям контролируемых лиц и их представителей.
В ходе консультирования даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться должностными лицами органа государственного надзора, его территориальных органов по телефону, в письменной форме, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора);
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного контроля (надзора);
порядок обжалования решений органов государственного надзора, действий (бездействия) государственных лесных инспекторов.
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей по указанным вопросам, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органа государственного надзора.
Время консультирования при личном обращении составляет 10 минут.
Консультирование контролируемых лиц при личном обращении осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), предоставляется право ее получения в порядке очереди.
Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не должен превышать 15 минут.
Государственный лесной инспектор, осуществляющий консультирование, дает с согласия контролируемого лица или его представителя устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение об органе, уполномоченном на принятие решения (осуществление разъяснений, предоставление информации) по поставленному вопросу, о порядке обращения в этот орган.
При осуществлении консультирования государственные лесные инспектора обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования в письменной форме по вопросам, указанным в абзацах шестом – восьмом настоящего пункта.
3.5. Профилактический визит
Профилактический визит проводится государственным лесным инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
В ходе профилактического визита государственным лесным инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в установленном порядке.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска и в отношении контролируемых лиц, впервые приступающих к осуществлению использования лесов и (или) лесных участков, части лесных участков.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется органом государственного надзора не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) определяется государственным лесным инспектором самостоятельно и не может превышать один рабочий день.


Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики


Основной показатель эффективности и результативности профилактической работы – улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
 Улучшение состояния подконтрольной среды оценивается исходя из количества однотипных и повторяющихся нарушений обязательных требований одними и теми же подконтрольными субъектами (%) – положительно оценивается снижение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
 Дополнительными показателями эффективности и результативности профилактической работы являются:
1. Доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий и профилактических мероприятий – положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
Единица измерения – проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества (суммы) контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий.
Рассчитывается по формуле:


Дпм = Кпм x 100 / Ккнм + Кпм
где:
Дпм –– доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий (%);
Ккнм – количество контрольных (надзорных) мероприятий;
Кпм – количество профилактических мероприятий.


2. Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, в общем количестве подконтрольных субъектов – положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (полугодие, календарный год).
Единица измерения – проценты.
Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов.
Рассчитывается по формуле:


Дпм = Кп / Ко x 100%
где:
Дпм – доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (%);
Кп – количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
Ко – общее количество подконтрольных субъектов.


 Оценка эффективности реализации программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) в течение всего срока реализации программы по следующей формуле:






– сумма достигнутых (100% и более) по итогам календарного года целевых показателей программы, ед.
 – общее количество целевых показателей программы, ед.


    | Показатель  | Значение показателя | Уровень реализации программы | Корректировка программы
 | 
 |  ≤ 90% | высокий уровень | не требуется
 | > 90% но ≤ 70% | средний уровень | требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий
 | > 70% | низкий уровень


Раздел 5. Заключительные положения


 Реализация программы осуществляется Министерством за счет средств федерального и областного бюджетов, выделяемых на обеспечение деятельности Министерства по реализации переданных полномочий по федеральному государственному лесному контролю (надзору). 
Привлечение иных кадровых, материальных и финансовых ресурсов для реализации программы не требуется.
Отчет о реализации программы по итогам календарного года подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства в срок до 15 февраля года, следующего за годом реализации программы.
Исполнители программы:
– отдел федерального государственного лесного контроля (надзора);
– отдел федерального государственного лесного контроля (надзора) по Западному и Южному управленческим округам;
– отдел федерального государственного лесного контроля (надзора) по Восточному управленческому округу;
– отдел федерального государственного лесного контроля (надзора) по Северному и Горнозаводскому управленческим округам.
Полномочия и обязанности исполнителей программы:
– организация и проведение мероприятий программы профилактики в сроки, установленные планом-графиком (разрабатывается ежегодно и является приложением программы);
– направление отчетов об исполнении профилактических мероприятий в соответствии с планом-графиком;
– внесение предложений в план-график проведения профилактических мероприятий по формам и срокам проведения профилактических мероприятий, изменению интенсивности профилактических воздействий.